Советы молодым скульпторам при лепке с живой модели.

Лепка с живой моделиЛепка с живой модели – основа учебной практики по скульптуре. Если лепка копий с гипсовой модели при всей своей серьезности и нужности все-таки служит только сопутствующим упражнением наравне с упражнениями в рисунке и с занятиями по анатомии и перспективе, то лепка с живой модели вплотную подводит скульптора к получению, закреплению и развитию своих познаний и способностей в области скульптуры. Главным объектом изучения и воплощения в скульптуре в практической работе скульптора является человек.

 

Как же скульпторам надо подходить к работе над этюдом с натуры? Прежде всего необходимо понять, что задача заключается в изображении именно того конкретного человека, который стоит в данный момент на станке для натурщика. Скульптор должен вылепить этого человека со всеми присущими ему особенностями: пропорциями, складом лица, строением черепа, формами глаз, носа, губ, шеи, рук и прочими частями тела. Нужно передать в скульптуре именно то положение головы, корпуса и ног, в котором поставлена натура.

 

Для осуществления этой цели скульптору в этюдных упражнениях, прежде всего, необходимо развивать способность к наблюдению и волю к фиксации, к закреплению своих наблюдений в глине. Всякие искусственные приемы, например, предварительное измерение пропорций натуры или применение тех или иных канонических пропорций будут убивать свое, личное наблюдение, индивидуальную способность воплощать в глине видимое своим глазом. «У скульптора циркуль в глазу, а не в руке», - тонко определил Микеланджело.

 

Предвзятый подход помешал бы передать особенности данной натуры, скульптор неминуемо смазал бы ее черты, не сумел бы охарактеризовать видимые формы, не отразил бы пропорции и живое движение модели. Получилось бы что-то среднее между действительным, реальным и несуществующим, отвлеченным. Этот этюд был бы безличным, невыразительным, утратившим живое сходство с натурой.

 

Для того чтобы избежать этого, необходимо приучить себя воспринимать натуру непосредственно, без предвзятостей, так сказать, открытыми глазами. Только тогда разовьется настоящее понимание натуры и способность к ее правдивому изображению.

 

Ну а как же быть со знаниями, полученными от сопутствующих дисциплин: анатомии, перспективы? Что же выходит, что они как будто и не нужны? Нет, конечно, знания по анатомии и перспективе очень нужны. Эти знания бывают нужны как непосредственно в процессе лепки, так и при проверке своего этюда, проверке точности своего глаза, верности костяка скульптуры, точности прикрепления мышц, разбора суставов, проверке верности передачи натуры и правдивости этюда. Знание анатомии и перспективы необходимо учащемуся для того, чтобы работа его обладала грамотным объемно-пространственным и анатомическим построением.

 

Но цель этюдной работы по скульптуре не исчерпывается достижением только анатомической грамотности. Есть и другая сторона, отсутствие которой сделало бы этюдную работу слишком сухой и ограниченной, - это пластичность формы.

 

В области искусства понятие «пластичный» вышло из рамок своего первоначального содержания – «вылепленный». В это понятие входит совокупность свойств скульптурного произведения: и характер моделировки форм, и связующая их непрерывность – гибкость и мягкость перехода от одной формы к другой, и точность границ объема форм, и последовательность их расположения в пространстве и т. п. Чувство пластики у скульптора такой же дар, как и чувство цвета у живописца, как чувство звуковой гармонии у композитора, ритма стиха у поэта. Это дар нужно в себе развивать последовательными и непрерывными упражнениями в лепке с живой обнаженной и одетой натуры, непрерывным и неустанным наблюдением человека в жизни, в покое и труде.

Деметра,2008г.
Скульптура. Лепнина. Фрагмент лепного декора.
Круглая скульптура. Балерина.
Круглая скульптура. Обнаженная.
Елена Поминова: художник, скульптор.
Круглая скульптура. Рабочий и колхозница.
Круглая скульптура. Рождество.
Круглая скульптура. Н.В.Гоголь.
Скульптура. Лепнина. Фрагмент потолочной лепной розетки.
скульптурная компазция Друзья (35х20х20)
Скульптура. Лепнина. Фрагмент лепного декора.
Рейтинг@Mail.ru Партенры