Советы молодым скульпторам при лепке с живой модели.

Лепка с живой моделиЛепка с живой модели – основа учебной практики по скульптуре. Если лепка копий с гипсовой модели при всей своей серьезности и нужности все-таки служит только сопутствующим упражнением наравне с упражнениями в рисунке и с занятиями по анатомии и перспективе, то лепка с живой модели вплотную подводит скульптора к получению, закреплению и развитию своих познаний и способностей в области скульптуры. Главным объектом изучения и воплощения в скульптуре в практической работе скульптора является человек.

 

Как же скульпторам надо подходить к работе над этюдом с натуры? Прежде всего необходимо понять, что задача заключается в изображении именно того конкретного человека, который стоит в данный момент на станке для натурщика. Скульптор должен вылепить этого человека со всеми присущими ему особенностями: пропорциями, складом лица, строением черепа, формами глаз, носа, губ, шеи, рук и прочими частями тела. Нужно передать в скульптуре именно то положение головы, корпуса и ног, в котором поставлена натура.

 

Для осуществления этой цели скульптору в этюдных упражнениях, прежде всего, необходимо развивать способность к наблюдению и волю к фиксации, к закреплению своих наблюдений в глине. Всякие искусственные приемы, например, предварительное измерение пропорций натуры или применение тех или иных канонических пропорций будут убивать свое, личное наблюдение, индивидуальную способность воплощать в глине видимое своим глазом. «У скульптора циркуль в глазу, а не в руке», - тонко определил Микеланджело.

 

Предвзятый подход помешал бы передать особенности данной натуры, скульптор неминуемо смазал бы ее черты, не сумел бы охарактеризовать видимые формы, не отразил бы пропорции и живое движение модели. Получилось бы что-то среднее между действительным, реальным и несуществующим, отвлеченным. Этот этюд был бы безличным, невыразительным, утратившим живое сходство с натурой.

 

Для того чтобы избежать этого, необходимо приучить себя воспринимать натуру непосредственно, без предвзятостей, так сказать, открытыми глазами. Только тогда разовьется настоящее понимание натуры и способность к ее правдивому изображению.

 

Ну а как же быть со знаниями, полученными от сопутствующих дисциплин: анатомии, перспективы? Что же выходит, что они как будто и не нужны? Нет, конечно, знания по анатомии и перспективе очень нужны. Эти знания бывают нужны как непосредственно в процессе лепки, так и при проверке своего этюда, проверке точности своего глаза, верности костяка скульптуры, точности прикрепления мышц, разбора суставов, проверке верности передачи натуры и правдивости этюда. Знание анатомии и перспективы необходимо учащемуся для того, чтобы работа его обладала грамотным объемно-пространственным и анатомическим построением.

 

Но цель этюдной работы по скульптуре не исчерпывается достижением только анатомической грамотности. Есть и другая сторона, отсутствие которой сделало бы этюдную работу слишком сухой и ограниченной, - это пластичность формы.

 

В области искусства понятие «пластичный» вышло из рамок своего первоначального содержания – «вылепленный». В это понятие входит совокупность свойств скульптурного произведения: и характер моделировки форм, и связующая их непрерывность – гибкость и мягкость перехода от одной формы к другой, и точность границ объема форм, и последовательность их расположения в пространстве и т. п. Чувство пластики у скульптора такой же дар, как и чувство цвета у живописца, как чувство звуковой гармонии у композитора, ритма стиха у поэта. Это дар нужно в себе развивать последовательными и непрерывными упражнениями в лепке с живой обнаженной и одетой натуры, непрерывным и неустанным наблюдением человека в жизни, в покое и труде.

Венчание Ивана III c Софьей Палеолог в 1472 г.
Елена Поминова: художник, скульптор.
Венчание Ивана III c Софьей Палеолог в 1472 г.
Круглая скульптура. Людмила.
Круглая скульптура. Рождество.
Скульптура. Лепнина. Фрагмент потолочной лепнины.
Скульптура. Лепнина. Фрагмент потолочной лепной розетки.
Круглая скульптура. Портрет художника графика Зорянского Э. С.
Скульптура. Лепнина. Лепная розетка(частная коллекция).
Скульптура. Лепнина. Изготовление потолочной лепнины 2010г.(R200).
Скульптура. Рельеф. Тайная вечеря.
Рейтинг@Mail.ru Партенры